Рособрнадзор, в сотрудничестве с Федеральным институтом педагогических измерений (ФИПИ), разработал и утвердил систему оценки знаний русского языка для детей-мигрантов, стремящихся поступить в российские школы. Эта система, детально описанная в демонстрационных вариантах диагностических материалов, опубликованных на сайте ФИПИ представляет собой комплексную процедуру, направленную на объективную оценку уровня владения русским языком у детей, не имеющих родного русского языка.
Ключевым аспектом этой системы является установление пороговых значений первичных баллов, необходимых для успешного прохождения тестирования и поступления в школу.
Межведомственная рабочая группа, созданная Рособрнадзором и включающая ведущих специалистов из школ, высших учебных заведений и научных организаций, тщательно проанализировала результаты многочисленных исследований и разработала градуированную шкалу оценок.
Данная шкала учитывает специфику языкового развития детей-мигрантов и направлена на исключение предрассудков и обеспечение объективной оценки их языковых компетенций. Результатом работы группы стало определение максимальных и минимальных первичных баллов для каждого класса, а также подробных критериев оценивания каждого задания.
Важно отметить, что для успешного прохождения тестирования и зачисления в школу установлен минимальный порог в три первичных балла. Это значение соответствует оценке «удовлетворительно» (3) в традиционной пятибалльной системе оценивания. Этот порог был определен на специальном заседании межведомственной комиссии и утвержден приказом Рособрнадзора. Это решение гарантирует равные возможности для всех детей, независимо от их языкового происхождения, получить доступ к качественному образованию.
Для первого класса максимальный первичный балл составляет 10 баллов, достигаемый при полном и правильном выполнении всех заданий. Минимальный порог в три балла, обеспечивающий успешное прохождение тестирования, соответствует получению девяти первичных баллов. В целом, тест для первого класса включает четыре задания, которые оценивают различные аспекты языковой компетенции: умение участвовать в диалоге, строить монологическое высказывание, понимание устной речи и владение лексикой и грамматикой. Продолжительность тестирования для каждого ученика составляет приблизительно 15 минут.
Начиная со второго класса, в диагностическую работу включаются задания, проверяющие навыки чтения и письма. Тест разделен на устную и письменную части. Устная часть, включающая четыре задания, также занимает около 15 минут. Письменная часть содержит семь заданий и рассчитана на 30 минут. Максимальный балл для каждого класса определяется сложностью и количеством заданий.
Для каждого класса разработаны специальные критерии оценивания, учитывающие возрастные особенности детей и особенности их языкового развития. Эти критерии доступны на сайте ФИПИ и обеспечивают прозрачность и объективность процесса оценивания.
Вся система разработана с учетом принципов инклюзивности и направлена на обеспечение равного доступа к образованию для всех детей, включая детей-мигрантов. Подробная информация о структуре тестов, критериях оценивания и пороговых баллах доступна на сайте ФИПИ, что позволяет родителям и учителям ознакомиться с деталями процедуры тестирования и подготовить детей к нему.
Рособрнадзор продолжает совершенствовать систему оценки знаний русского языка для детей-мигрантов, учитывая результаты мониторинга и отзывы специалистов, чтобы обеспечить максимальную эффективность и объективность процесса определения уровня владения русским языком и гарантировать доступ к качественному образованию для всех детей.
Важно подчеркнуть, что эта система не только оценивает знания, но и способствует адаптации детей-мигрантов в новой языковой среде, способствуя их успешной интеграции в российское общество.
Фото: unsplash.com