Москва

15 марта, 11:05

В РФ утвердили порядок тестирования детей мигрантов на знание русского языка

By ltvnv.nik Мар15,2025

В России принят новый порядок тестирования детей-мигрантов на знание русского языка перед зачислением в школу. Закон, принятый в декабре 2024 года, призван обеспечить адекватный уровень владения языком для успешного обучения в российской школе. 

Процедура тестирования, подробности которой изложены на официальном портале правовых актов, значительно варьируется в зависимости от класса, в который ребенок планирует поступить. Минимальный порог успешного прохождения теста – три балла, причем максимальное количество баллов пока не уточняется, что оставляет пространство для интерпретаций и потенциальных споров.

Для детей, поступающих в первый класс, тестирование сфокусировано на проверке основных коммуникативных навыков. Им предстоит продемонстрировать умение понимать устную речь на русском языке (аудирование), активно использовать язык в устной форме, а также обладать базовым словарным запасом, способностью идентифицировать предметы по картинкам и фотографиям. 

Письменная часть экзамена для первоклассников исключена. Эта система оценки, ориентированная на младший школьный возраст, акцентирует внимание на фундаментальных коммуникативных навыках, позволяющих ребенку адаптироваться к школьной среде и общаться со сверстниками и учителями.

Начиная со второго класса, к устным навыкам добавляются письменные — чтение и письмо. Требования к уровню владения языком постепенно усложняются с каждым годом обучения, расширяя и углубляя пять основных навыков: аудирование, говорение, чтение, письмо и знание лексики. Тестирование проводится в устной и письменной форме, за исключением первого класса, где письменная часть отсутствует. Такой подход обеспечивает всестороннюю оценку языковых компетенций ребенка и позволяет более точно определить его готовность к обучению в соответствующем классе.

Важно отметить, что неуспешное прохождение тестирования не означает автоматического отказа в зачислении. В случае, если ребенок не наберет требуемые три балла, ему предоставляется возможность пересдать экзамен через три месяца после прохождения дополнительного курса обучения русскому языку. Это дает детям-мигрантам возможность подтянуть свои знания и получить шанс на успешное зачисление в школу. Такая система поддержки и предоставление возможности дополнительного обучения подчеркивает заботу государства о социальной адаптации детей-мигрантов.

Однако первоначальный проект приказа Рособрнадзора от 12 февраля, предлагавший проходной балл в 30% от максимального количества баллов (например, 3 балла из 10), вызвал резкую критику со стороны председателя Госдумы Вячеслава Володина. Он справедливо указал на крайне низкий уровень владения языком, соответствующий такому результату, назвав его «абсолютно противоречащим духу и букве закона». 

Это подчеркивает важность не только формального соблюдения процедуры тестирования, но и обеспечения объективной оценки языковых навыков детей-мигрантов, необходимых для успешного обучения в российской школе. Критика со стороны высших государственных чинов подчеркивает необходимость более детальной проработки критериев оценки и более высоких требований к уровню владения русским языком для успешной интеграции детей-мигрантов в российскую систему образования. 

Таким образом, процедура тестирования представляет собой сложный многоступенчатый процесс, цель которого – обеспечить оптимальный баланс между объективной оценкой языковых навыков и предоставлением возможностей для успешной адаптации детей-мигрантов к российской школе.

Фото: Pexels

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *